toggle

Коркинские горняки сохранили главное – гордость за свою профессию

27.08.2016
Коркинские горняки сохранили главное – гордость за свою профессию

Когда говорят, что горняки добывают уголь, мало кто задумывается, что каждая тонна добытого топлива, это труд не только тех, кто его извлекает из недр, а всего большого коллектива, связанного единой задачей, работающего на конечный результат.

Тут как в сложном механизме: какой бы мощной не была машина, она не станет работать без маленького, казалось бы, не очень важного винтика. Вот и вся технологическая цепочка угольщиков зависит от работы каждого на любом месте.

«Три кита» разреза

В производственной структуре угольного разреза «Коркинский», роли каждого подразделения, помог разобраться начальник производства Сергей Анатольевич Батурин. Сам Батурин на разрезе без малого сорок лет. Он из семьи потомственных горняков, здесь всю жизнь, с 1952 года работал его отец. На глазах и при непосредственном участии Сергея Анатольевича происходили изменения технологии добычи, техническое перевооружение.

- Если бы мне кто-то лет двадцать назад сказал, что по разрезу можно будет ездить на легковой машине, подумал бы: ну и фантазия, - говорит Сергей Анатольевич. – Созданная транспортная инфраструктура нам здорово помогает. С приходом автомобильной техники можно за пару часов объехать все участки, посмотреть, как идут дела. А тогда надо было по ступенькам вниз, потом пешком по участкам и обратно. Пока спустишься, пока вернулся - целый день прошёл.

Мы беседуем в диспетчерской, где Батурин проводит больше времени, чем в своём кабинете.

- Держимся на «трёх китах» - участках «Горный», внутрикарьерного транспорта и центральной обогатительной фабрики, - говорит Сергей Анатольевич. – Конечно, основной и самый сложный – это горный участок. И коллектив там самый большой – около сотни  человек, и задачи перед ним серьёзные.

В структуре горного есть ещё подразделения: добыча и вскрыша, водоотлив, буровзрывной. Профессии разные – машинисты экскаваторов, водители БелАЗов, взрывники, машинисты насосных установок.  В коллективе есть опытные специалисты, с большим стажем работы, и молодые, которые не так давно начали свой трудовой путь, осваивают профессии, учатся у старших товарищей.

Начальник горного участка Пётр Остроухов рассказал, что добыча угля начинается с буро-взрывных работ. За эту работу отвечает заместитель начальника Кирилл Кириллов, который приобрёл хороший опыт, ещё работая на вскрышном комплексе. Знает породу, все сложности опасного взрывного дела, от которого зависит качественная подготовка забоев. Ответственно относятся к делу его подчинённые Андрей Ермоленко, Михаил Вольхин, Евгений Чекунов.

После буро-взрывных работ экскаваторами отгружают породу, вскрывают пласт чистого угля. Из пяти экскаваторных бригад две работают на угле, остальные на вскрыше. Экскаваторщики опытные, почти все с большим стажем. Это Андрей Каракчеев, Евгений Ваганов, Юрий Савосин. Колоссальный опыт у машиниста экскаватора Ивана Коротких, который трудится на разрезе с 1983 года. У полного кавалера знака «Шахтёрская слава» всегда лучшие показатели по отгрузке угля.

Пять мощных автосамосвалов «БелАЗ» вывозят породу, запожаренный уголь, а самосвалы «Shacman» отгружают мелкую породу на внутренние отвалы или везут уголь на склад. Хорошо отзываются руководители о водителях Николае Мишунине и Николае Плотниченко: ответственные, трудолюбивые, знают технику, содержат её в полном порядке.

На водоотливе равняются на Татьяну Ахунову, Владимира Пузырёва. Кстати, женщин на участке всего четыре, все они - машинисты насосных установок. Их задача – откачка воды, чтобы не мешала добыче.

Главная обязанность участка внутрикарьерного транспорта  – по конвейеру доставить с нижних горизонтов уголь на фабрику. Возглавляет участок Евгений Моторин. Когда-то он начинал на горном, знает всю специфику производства, опытный, дотошный и очень требовательный руководитель. А ещё, как рассказал Сергей Батурин, крепкий хозяйственник.

- У него всегда всё есть для работы, всё старается добыть для участка. Про такого сказали бы – прижимистый мужик, зря ничего в его хозяйстве не пропадёт.

Обслуживает  коллектив участка четыре магистральных конвейера, два забойных конвейер, один подземный.

- Несмотря на то, что кругом вода, грязь, оборудование всегда в идеальном состоянии, когда бы не пришёл, всё чисто, - не скупится на похвалу Сергей Батурин.

Возможно, такая чистота – заслуга машинистов конвейеров, ведь все они – женщины.  Мужчины здесь трудятся слесарями-ремонтниками, дежурными слесарями. Выделить кого-либо очень трудно: все работают на совесть.

С помощью конвейера уголь доставляется на центральную обогатительную фабрику. Это важнейшее подразделение компании. Здесь добытый уголь доводится до зольности, установленной техническими регламентами, а также производится рассортировка топлива по маркам. Это конечный этап в производственной цепочке. Именно отсюда и отправляется уголь потребителям. Основные из них – компания «Фортум» и Южноуральская ГРЭС. Возглавляет фабрику начальник Олег Беляков, а участок углерассортировки и погрузки – Александр Бахтеев. 

Здесь тоже много много хороших работников. Это главный механик Андрей Воробьев, электрослесарь Сергей Герасимов, начальник смены Ольга Носенко, операторы пульта управления Татьяна Гладышева, Елена Полькина, грузчик угля Татьяна Фомко, машинисты конвейера участка углеобогащения Ирина Фесан и Любовь Латыпова, слесарь-ремонтник Сергей Аристов.

Такие важные службы

Знакомство с подразделениями компании продолжаем в цехе АТБ (автотракторно-бульдозерный). Здесь сосредоточена вся автотранспортная техника: КАМАЗы, самосвалы, легковой транспорт, автокраны, топливо-заправщики. А ещё погрузчики и бульдозеры.

- Всего у нас 30 единиц техники, - рассказывает начальник цеха Сергей Халеев. – Наша задача - доставка людей и грузов. Три мощных бульдозера занимаются формированием отвалов, планировкой, а бульдозеры меньшей тяговой силы доставляют оборудование.

Помимо этого в состав участка входят мехцех, склад горюче-смазочных материалов. Так что на участке трудятся не только водители, но и представители разных профессий: наладчики, электрики, кладовщики, слесари-ремонтники, кузнец ручной ковки. Здесь не спешат покупать нужные запчасти, многие детали для ремонта техники сами изготавливают.  Коллектив, по словам Сергея Халеева – сплав опыта и молодости. У опытных рабочих учатся молодые прямо на рабочем месте, получают квалификацию.

Сергей Халеев отметил, что с удовольствием похвалил бы за добросовестную работу весь коллектив. Надёжно работают водитель Андрей Лаврик, слесарь-ремонтник Владимир Рябченко, бульдозерист Сергей Лыжин, электрослесарь Винер Ахунов, кузнец Сергей Романцов, водитель автокрана Константин Аносов. Довольны на участке самым молодым, но очень старательным водителем погрузчика Сергеем Ходжиогло. Парень после армии ещё года не трудится, но успел завоевать уважение в коллективе.

Кстати, была возможность оценить качество автомобильной дороги в карьере. На «уазике»  по ровной, с утра политой дороге, быстро довезли до экскаватора, до площадки, где базируются «БелАЗы», чтобы сфотографировать для материала лучших рабочих.

Маркшейдерская служба, пожалуй, одна из самых важных на разрезе. Возглавляет её Ольга Гартман, а всего в отделе четыре женщины. Они занимаются текущим об­служиванием горных работ. В комплекс марк­шейдерских дел входят полевые работы: выстав­ление проектов на местности, съёмка объектов горного производства, скважин, забоев экскава­торов. Наряду с полевыми, маркшейдеры занимаются камеральными рабо­тами, то есть обрабатывают результаты полевых измерений, составляют на их основе планы и гра­фическую документацию.

- Горняки ра­ботать без маркшейдеров не смогут, - говорит Сергей Батурин. - Они показывают, где и сколько взять, какие сделать углы откосов, следят за изменением подвижки грунта. Необходимо рассчитать не только объём добычи, но и где, в каком конкретном месте эта добыча будет производиться. По окончании работы делают маркшейдерский замер, сколько взято вскрыши, угля, сравнивают со статистикой добычи.

Цех по ремонту горного оборудования возглавляет Владимир Григорьевич Фесан.

- Это наша опора, - говорит про него Сергей Батурин. - Технически грамотный человек, с инженерной мыслью, рационализатор.

Все ремонты, все инновации в производстве идут от коллектива цеха и его руководителя, который всегда во главе технической мысли. Строят новые бункеры, конвейеры. Придумают, сделают, а потом проектировщики приходят и удивляются: как просто и грамотно. Без них на разрезе никуда – все лучшие сварщики на этом участке, где что случилось – их направляют помогать. И красоту, как выразился Сергей Батурин, тоже они наводят: ремонт зданий и сооружений, помощь социальным объектам в реконструкции и ремонте, которую постоянно оказывает Челябинская угольная компания – тоже дело рук коллектива участка.

Круглосуточно недремлющее око – диспетчерская служба. Днём и ночью держат диспетчеры руку на пульсе предприятия, обеспечивают ритмичную работу техники и оборудования, оперативно оценивают обстановку, принимают нестандартные решения.

 - С введением «телевидения» стало легче, - рассказывает Сергей Батурин. - Раньше всё по звонкам работали, а теперь благодаря камерам, вся картина у диспетчера перед глазами на экране в режиме реального времени. От их взгляда не ускользнёт ни одна деталь. Они отмечают, сколько времени было простоя техники, по какой причине, что происходит на производственных участках. Надёжно и ответственно работают диспетчеры Татьяна Титова, Наталья Евдокимова, Ирина Тельвак, Надежда Комелькова.

Большой вклад в общее дело вносят службы главного инженера, главного энергетика, главного геолога и главного механика, все отделы управления: кадровики, финансисты, экономисты, бухгалтерия. Каждый понимает своё место в общем производственном процессе, чувствует личную ответственность за всё, что происходит на предприятии.

Сергей Батурин считает, что, несмотря ни на что, в коллективе разреза «Коркинский» сохранилось главное – гордость за свою профессию.

- Люди гордятся своей работой и своим предприятием. Кому это безразлично, у нас надолго не задерживаются.